Методы психокоррекционной работы
Психолог отделения социальной реабилитации для несовершеннолетних детей применяет разнообразные методы психокоррекционной работы, в том числе и для детей с ОВЗ и детей – инвалидов.
Работа проводится сообразно возрастным, индивидуальным особенностям каждого ребенка. Чтобы подобрать необходимые упражнения, специалист проводит диагностику. На ее результатах строится стратегия психокоррекции. Коррекционно-развивающие занятия проводятся, как индивидуально, так и в группе.
В психокоррекционной работе широко используются методы арттерапии. Сам термин означает, буквально, – лечение искусством, творчеством. Применяемые направления: рисование красками или песком, игротерапия, песочная терапия, раскраски мандал, лепка (работа с тестом, пластилином), раскрашивание, составление коллажей, музыкотерапия, моделирование, конструирование, чтение, письмо (сочинение сказок, рассказов), сказкотерапия, музыкатерапия, цветотерапия, ароматерапия.
В работе с детьми и подростками по средствам арт-терапии предлагается выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из различных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность.
В чем преимущество арт-терапии перед другими методами психотерапии? Арт-терапия – это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом рисует, лепит и выражает себя через творчество. Также занятия арт-терапией помогут снять психическое напряжение.
Для работы используется широкий ассортимент различных изобразительных материалов. Наряду с красками, карандашами, мелками используются журналы, пластилин, тесто – для лепки, песок с миниатюрными фигурками – для «игры с песочницей», дерево, бусины и другие материалы.
На занятиях дети постепенно осваивают различные материалы, в том числе краски, предоставляющие им большие возможности для выражения разнообразных переживаний и работы с собственными чувствами. Кроме того, краски, смешиваясь и создавая разнообразные оттенки, делают изобразительный процесс менее предсказуемым, сопряжённым с проявлением тонких нюансов эмоциональных состояний, они способны вызывать сильный эмоциональный отклик, ощущения радости открытия, стимулировать воображение. Из детских работ оформляются выставки. Рисунки забирают домой или дарят.
Песок, тесто, иные пластические материалы обладают значительными возможностями для выражения сильных переживаний, в том числе чувства гнева. Работа с ними предполагает большую степень физической вовлечённости и мышечной активности, что делает её более «энергоёмкой», затрагивающей психофизиологические процессы. Поэтому при работе с ними нередко может иметь место положительный эффект при психосоматических нарушениях.
Использование техники коллажа нередко помогает деткам преодолеть робость, связанную с отсутствием «художественного таланта» и умений. Кроме того, использование уже готовых предметов и изображений для создания из них новой композиции даёт ребенку чувство защищённости, поскольку они не так отождествляют свои переживания с этими предметами и изображениями, как, например, при рисовании.
Песочная терапия – занятия с использованием специально организованной песочницы. Кроме непосредственно ящика с песком, в терапии используются маленькие фигурки, природные материалы и прочее.
«В песочной терапии мир детства вновь распахивает перед человеком свои двери, и эти же двери ведут в бессознательные и скрытые в нем тайны»
Дональд Сандер
Песок способен значительно расширить пространство для творчества благодаря своей сыпучести и непостоянству. Это замечательный способ для расслабления. Песок помогает забыть о комплексах вроде «я так не смогу».
Незапланированное, неконтролируемое творческое проявление работающего с песком, способствует достижению эффекта самоисцеления. Здесь достигается полная свобода самовыражения. Первоначально проводится ненавязчивая коррекция картины из песка и лишь затем в психике. Это становится возможным от того, что подсознание любого человека на самом деле хранит верные решения. Игра человека с песком помогает решить как терапевтические и диагностические, так и задачи коррекции.
Использование элементов моделирования и конструирования психологом при проведении коррекционно-развивающих занятий – позволяют применять наиболее привлекательные способы взаимодействия ребенка с окружающей средой, решая при этом всё те же задачи.
Используемые современные методики позволяют не только эффективно исправлять различные травмы и страхи ребёнка, но также повышать его самооценку. Хорошие результаты получены при применении арт терапии в работе с гипердинамичными детьми. Показанием для проведения творческих занятий могут быть также и задержка речевого и психического развития ребенка. Приёмы и методы арт терапии помогают преодолеть возрастные кризисы, а также снизить уровень тревожности у ребенка.